Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

knot

The Onion, как обычно, прекрасен

Замечательная заметка в the Onion.

Исследование показывает, что девочки учатся в школе лучше, чем их будущее начальство

Нэшвилль, Теннесси. В пятницу были опубликованы результаты многолетнего исследования успехов в образовании детей в США, которые показывают, что американские девочки продолжают увеличивать разрыв с их будущим начальством по всем предметам. "Мы посмотрели на результаты тестов во всех 50 штатах и обнаружили, что во всех демографических группах девочки устойчиво показывают результаты лучше, чем те, кто вскоре получит право их нанимать и увольнять, - говорит ведущий автор исследования, Дженнифер Малоне из университета Вандербильта. Она замечает, что разрыв между школьницами и теми, кто будет занимать 86% руководящих постов в компаниях, где они будут работать, появляется еще в начальных классах, и растет в старших классах, в университете и аспирантуре. "Уже много лет результаты девочек были лучше, чем их будущих боссов, в таких областях, как сочинения и понимание прочитанного, но недавно они стали опережать и в естественных науках и математике. В то же время те, кто будет платить своим одноклассницам меньше, чем в среднем по профессии, все больше отстают." Малоне добавила, что если текущие тенденции сохранятся, то количество студенток в университетах скоро будет превышать количество будущих инженеров, финансовых аналитиков и политиков в пропорции 2:1.

knot

Еще раз о моделях, которые мы выбираем

В русскоязычной блогосфере опять обсуждают Парето и монетизацию льгот. Я ни в коей мере не специалист, но мне со стороны забавно, как раз за разом делается неявное допущение, которое (1) верно далеко не всегда, и (2) в конкретном примере, который в данном случае приводится, очевидно неверно. Причем очевидно даже для такого неспециалиста, как я.

Напомню рассуждение. Пусть по университетскому кампусу ездит бесплатный автобусик. На самом деле бесплатных пирожных не бывает, и каждый студент и сотрудник на самом деле платит за проезд (т.е. с одних берут чуть больше за обучение, а другим недоплачивают зарплату) некоторую сумму X. Давайте сделаем автобус платным, а всем студентам и сотрудникам раздадим эту сумму X. Тогда те, кто хотят, потратят ее на проезд, и их положение не ухудшится. А те, кто хотят, пойдут пешком, а на вырученные деньги посидят в кафе, и их положение улучшится: предполагается, что они знают, что им лучше, кафе или автобус. Следовательно, от монетизации никому не станет хуже, а кому-то станет лучше, что и требовалось доказать.

Проблема в том, что тут неявно предполагается, что все взаимодействия парные, и, в частности, стоимость проезда пассажира A никак не зависит от того, поехал ли этим автобусом пассажир B. Это, однако, очевидно не так: затраты на поездку автобуса мало зависят от количества пассажиров (говоря учеными словами, маргинальная стоимость перевозки одного пассажира близка к нулю). Если мы раздадим стоимость проезда участникам, и часть пассажиров не отдаст их за проезд, стоимость проезда для каждого из остальных будет уже не X, а больше. Поэтому для того, чтобы перевозчик не разорился, он будет вынужден брать за проезд больше, чем X. Таким образом положение тех, кто ездит на автобусике, ухудшится: они потратят на проезд больше, чем получили в качестве компенсации отмены бесплатного автобусика. (Кое-какие диспутанты это понимают и переходят к моральным доводам: разными способами объясняется, что ухудшение положения "паразитов на автобусе" полезно для всеобщей нравственности. Такой переход, надо сказать, несколько подрывает аргументы об объективной истинности математического доказательства Парето-оптимальности).

Играя с параметрами, можно придумать массу сценариев. Например, death spiral: из-за повышения платы за проезд часть пассажиров, которые были готовы отдать за проезд X, теперь пойдут пешком, что приведет к еще большему повышению платы за проезд, и так далее до полной отмены автобусика. Дальше, для любой сколько угодной малой доли пассажиров можно подобрать параметры так, чтобы положение всех, кроме этой доли, после монетизации льгот ухудшилось. А если мы чуть усложним модель: теперь пассажир принимает не бинарное решение (всегда автобус или всегда кафе), а руководствуется, например, погодой (в дождь еду на автобусе, в вёдро иду пешком), то можно подобрать параметры так, чтобы положение всех участников игры в результате монетизации ухудшилось.

Математические рассуждения, конечно, штука полезная. Но не следует забывать, что они относятся к модели, а не к реальной действительности. Вопрос, насколько эта модель хороша, часто куда сложнее самой модели.

knot

О роли залога в риторике

Интересная статья в New York Times Ellen Bresler Rockmore. Эллен Рокмур - преподаватель риторики в Дартмутском университете в Нью-Гэмпшире.

Автор начинает с истины, хорошо известной всем пишущим людям (меня этому учил мой руководитель в студенческие годы, когда я работал над своей первой статьей): страдательный залог часто затемняет смысл текста, размывает ответственность, снижает напор. Сравните активный залог: "Сотрудники ЦРУ пытали заключенных", - и пассивный залог: "В ЦРУ применялись пытки по отношению к заключенным" (похоже, пытки сами "применялись").

Рокмур анализирует абзац из нового учебника истории для школ Техаса.

Некоторые рабы сообщают, что их хозяева относились к ним хорошо. Чтобы сохранить свои деньги, некоторые рабовладельцы снабжали рабов адекватной пищей и одеждой. Тем не менее, суровое обращение с рабами было довольно распространено. Порки, клеймения, и даже худшие пытки были частью истории американского рабовладения.

Авторы учебника говорят как о положительных, так и об отрицательных чертах рабовладения. Однако о положительных чертах говорится в активном залоге (рабовладельцы снабжали рабов одеждой), причем в роли грамматического подлежащего тут выступают люди (рабовладельцы!). В противоположность этому отрицательные черты "сами проявлялись", помимо воли рабовладельцев: "было распространено", "были частью истории". Рокмур пишет, что авторы учебника строго соблюдают это правило, рождая фразы типа "Семьи часто разрушались, когда один из членов семьи продавался другому владельцу" - сравните с ненаписанной фразой: "Рабовладельцы часто разрушали семьи рабов, продавая одного из членов семьи другому хозяину".

Рокмур пишет, что авторы учебника пытались изложить историю рабства так, чтобы не обидеть школьный совет Техаса, и пассивный залог был частью общего снижения тона.

Она заканчивает статью так: "[Авторы учебника] должны были научить техасских школьников истории, не задевая консервативных политических взглядов, противоречащих истории. В процессе этого им пришлось выбирать грамматические обороты. Хотя мы не всегда осознаем это, грамматический выбор может оказаться моральным, и авторы сделали его неправильно."

knot

О проблеме секса

В комментариях к предыдущей записи упомянули "языковую проблему". Что мне напомнило историю моей молодости. Не уверен, не рассказывал ли я ее тут. Но всегда можно рассказать еще раз.

На старших курсах студенты физфака Одесского университета проходили педагогическую практику в школе. Студентам теоркафедры в том году досталась физматшкола. Как и положено в ФМШ, большинство школьников были хлипкими очкариками. А вот студент С. не был похож на типичного теоретика: этакий шкаф с мускулатурой, которую в те времена еще не называли "накачанной".

По традиции, начали со знакомства школьников с практикантом: старшеклассники задавали вопросы, а студент на них отвечал. Разумеется, детки пытались вогнать практиканта в краску: этакая разведка боем.

И вот поднимает руку такой вот худенький мальчик в очках в пол-лица и спрашивает: "А как вы относитесь к проблеме секса?"

С. посмотрел на него, подкрутил ус и чистосердечно сказал: "Секс для меня не проблема".

knot

О советской милиции, интелях и работягах

В комментариях к предыдущей записи замечательные диалоги с известным клоуном-макабр. Этакий чеховский персонаж, бухгалтер Хирин: "Искалечу! Исковеркаю! Преступление совершу!"

В частности, там затронули вопрос о советской милиции и ее отношении к работягам и интеллигентам. Что напомнило мне одну замечательную одесскую историю конца семидесятых годов, рассказанную мне А.-П. Собственно, если бы внимательно задуматься над ней еще тогда, то можно было бы предсказать многие из последующих событий в СССР - но кто ж задумывается?

Collapse )
knot

Две цитаты с предисловием

Предисловие

Я по образованию и роду занятий - теоретик. Одно из самых больших удовольствий в моей работе - это предсказать некое явление, а потом убедиться, что оно происходит.

Оказывается, и развлечение вроде ЖЖ может доставить это удовольствие.

Цитата 1

Моя заметка, 20 августа 2008 года (курсив добавлен).

К любым словам российской прессы - включая сводку погоды - следует относиться как к полету фантазии пишущего. Либо оплаченному, либо вызванному бескорыстным невежеством.

Цитата 2

Свидетельства российских тележурналистов, 6 августа 2015 года.

Ручной режим распространялся даже на погоду, были по ее поводу прямые указания. Вот надо срочно пригласить Вильфанда, чтобы он сказал, что будет страшная зима и мы все померзнем. Говоришь: «А если не будет холодной зимы?» Мы понимаем, что зима-то теплая. Но есть общая тенденция нагнетать, что они от нас зависят — сейчас мы вам газ не пустим, и вы все замерзнете. Они об этом и трындели все время: «Нас ждет холодная зима».

knot

Несколько замечаний по поводу дела о флоридской учительнице

По рунету идет волна обсуждений приговора тридцатилетней учительнице из Флориды, получившей двадцать два года за секс с как минимум тремя семнадцатилетними учениками. К сему имею сделать несколько замечаний, а о чем, тому следуют пункты.

Collapse )
knot

Выбранные места из переписки с друзьями

Из письма другу после посещения лекций Дмитрия Быкова в Вашингтоне (1, 2). Кстати, в субботу со второй из этих лекций Быков будет в Нью-Йорке; вход свободный.

Нильс Бор, как известно, говорил, что глубокое утверждение отличается тем, что противоположное ему утверждение — тоже глубокое. Быковское высказывание отличается тем, что противоположное ему утверждение тоже может оказаться быковским высказыванием.

knot

О российской журналистике

Я все больше понимаю, что пара слов "журналистика" и "journalism" относится к ложным друзьям переводчика. То, что по-русски называется "журналистика", следует переводить на английский словом "propaganda", а аналога слова "journalism" в русском языке просто нет.

В качестве иллюстрации рассмотрим сюжет полуторагодичной давности на российском ТВ ("Вести недели") (via mikluha_maklai).

Сюжет такой. Рассказывается, что РГТЭУ разросся "благодаря административным связям ректора" и "штампует" ненужных работников. Затем показывают девушек, студенток и выпускниц РГТЭУ, похоже, при приеме на работу, которые не могут ответить на вопросы типа "сколько будет квадратный корень из ста?" и "кто написал 'Капитал' Маркса?". Это прерывается разговором с ректором, который объясняет, что из плохих выпускников делает хороших экономистов. Затем делается вывод, что справедливо решение расформировать университет студентов передать в Плехановку, ректора выгнать, а преподавателей подвернуть чистке.

Если бы такой сюжет появился на любом уважающем себя канале американского ТВ, зрители был бы чрезвычайно удивлены. При этом совершенно неважно, действительно ли РГТЭУ такой ужасный или нет, и лучше ли он, чем Плехановка.

Во-первых, их удивили бы окрашенные слова про "штамповку дипломников", не подкрепленные никакими данными про количество трудоустроенных по специальности выпускников университета. Журналист заранее подталкивает зрителя к определенному выводу: он не информирует читателя, а агитирует его.

Во-вторых, кто эти девушки (и почему, кстати, только девушки)? Объяснили ли им, в чем они участвуют? Дали ли они согласие на участие в передаче (в кадре не просто показывают их лица - называют их имена, фамилии и возраст)? Если они не дали согласия, то их обманули - а кого еще и в чем обманули авторы передачи? Если же дали, то что им пообещали в качестве компенсации за всенародный позор - и что конкретно их попросили изобразить? Дальше, как отбирали именно этих девушек? Были ли другие выпускники РГТЭУ, отвечавшие лучше? Как отвечают выпускники других вузов?

Наконец, в кадре ответы ректора университета, но нет вопросов, на которые он отвечал. По контрасту с интервью девушек ответы выглядят глупо ("Наши выпускники - лучшие в мире", а рядом девушки не могут сказать, чем прогрессивная шкала налога отличается от плоской). А что именно спрашивали у ректора? Показали ли ему кадры, к которым примонтировали его реплики? Как он обосновывал свои утверждения - почему это вырезали?

В целом ролик выглядит как атака на ректора и университет. Его цель - вызвать у зрителя определенную реакцию, а вовсе не проинформировать зрителя. Это пропаганда, а не journalism.

Цитата из Википедии, найденная mikluha_maklai отвечает на вопрос, а зачем понадобился ролик:

21 декабря 2012 года Министерство образования и науки РФ приняло решение присоединить Российский государственный торгово-экономический университет к Российскому экономическому университету имени Г. В. Плеханова в связи с неэффективностью первого. Ректорат РГТЭУ, часть работников и студентов выразили свое несогласие с этим решением и начали протестные акции. В частности, профессора Г.В. Саенко, Д.Ю. Нечаев и Г.Я. Резго объявили голодовку- после приказа Министерства образования и науки от 24.12.2012 года об освобождении С.Н. Бабурина от должности ректора РГТЭУ. Исполняющий обязанности ректора РГТЭУ Андрей Шкляев заявил, что решение по поводу набора студентов в 2013 году будет принято после консультаций с министерством образования. Министр образования Дмитрий Ливанов на встрече с представителями студентов РГТЭУ 28 декабря 2012 года заверил, что все их права будут соблюдены, а также призвал студентов и преподавателей вузов не участвовать в политических акциях.

Иначе говоря, не просто пропаганда, а пропаганда решения начальства.

Еще раз подчеркну, что я ничего не знаю о качестве выпускников РГТЭУ, как абсолютном выражении, так и в сравнении с другими выпускниками вузов России. Меня это, собственно, не особенно интересует. Разговор у нас исключительно о том, что в России называют "журналистикой"